Наш адрес: 242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул. Советская, д. 56

8 (48352) 2-19-41, 8 (48352) 2-22-26 tppk@tpedkol.ru

ЦМК психолого-педагогических дисциплин и дисциплин художественно-эстетического цикла

Работа ЦМК в 2022-2023 учебном году проводилась согласно плану образовательной организации и координировалась через методическую проблему колледжа: Формирование цифровой образовательной среды, направленной на повышение качества профессионального образования, дополнительного образования, профессионального обучения в условиях реализации ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов, стандартов Агенства развития навыков и профессий
На основе общеколледжных задач разработан план работы ЦМК на анализируемый период. В течение учебного года проводились организационные, тематические и ситуационные заседания ЦМК, на которых были рассмотрены следующие вопросы и утверждены следующие документы:

  • план работы ЦМК на 2022-2023 учебный год (на основе общеколледжных задач);
  • экзаменационные материалы промежуточной и итоговой аттестации;
  • программы экзаменов (квалификационных);
  • материалы учебных и производственных практик;
  • обучение по программе 5000 мастеров «Практическая подготовка обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями»;
  • работа в качестве экспертов ФУМО СПО по УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки»;
  • план и сроки проведения мероприятий в рамках открытых уроков по теме ЦМК;
  • разработка программ ПМ и дисциплин в соответствие с новым ФГОС НОО и ФГОС ДО.

На плановых заседаниях ЦМК обсуждались вопросы изменений, происходящих в системе среднего профессионального образования, определения ответственных за разработку программ и требований их оформления, разработка материалов олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся среднего звена профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования 44.00.00 Образование и педагогические науки; рассматривались конкурсные задания Чемпионата и профессиональной олимпиады и критерии их оценивания, определялся порядок подготовки студентов к региональным конкурсам..
В рамках реализации общеколледжной задачи: Интенсификация деятельности педагогов по включению инновационных образовательных технологий, в том числе технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий в формате стандартов Агентства развития навыков и профессий, в систему профессионального образования специалистов среднего звена, дополнительного образования, профессионального обучения освоение и использование методики стандартов Агентства развития навыков и профессий в оценке качества подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ, дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения на основе демонстрационного экзамена была проведена многоплановая работа.

I. Работа в качестве экспертов в серии экспертных сессий по актуальным проблемам среднего профессионального образования приняли Жилина Е.Н., Филиппова С.И., Иволга Н.., Ермакова Н.А., что подтверждается сертификатами. Данный вид работ позволил сформировать целостность происходящих изменений в сфере СПО и определить ориентиры разработки программ в ситуации обновления ФГОС.

II. Разработаны рабочие программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах:
1. География
2. Основы финансовой грамотности
3. Основы педагогики
4. Основы психологии
5. Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями
6. Возрастная психология
7. Педагогическая психология
8. Психология общения
9. Основы педагогического мастерства
10. Основы специальной педагогики и психологии
11. ПМ01Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании
12. ПМ02 Проектирование, реализация и анализ внеурочной деятельности обучающихся
13. ПМ03 Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство
14. ПМ06 Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной школе.
III. Разработаны рабочие программы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
1. География
2. Основы финансовой грамотности
3. Основы педагогики
4. Основы психологии
5. Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями
6. Дошкольная педагогика
7. Основы возрастной и педагогической психологии
8. Детская психология
9. Основы семейной педагогики
10. ПМ01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
11. ПМ02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации
12. ПМ04 Организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в ДОО
13. ПМ05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей
14. ПМ06 Организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы в области художественно-эстетического развития

IV. Организована работа ЦМК психолого-педагогических дисциплин по проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к реализации интерактивных образовательных технологий в первичном педагогическом опыте, что предполагало включение в работу преподавателей заданий по подготовке студентов к профессиональным конкурсам и демонстрационному экзамену.

Была перестроена работа по ПП04.01 Практика в педагогических мастерских. В текущем учебном году обучающиеся группы 41Н проходили ее на базе Мастерской «Преподавание в младших классах». Студенты проводили кружковые занятия с использованием интерактивного оборудования для учащихся школ по трем программам «Техническое моделирование», «Изучай. Исследуй. Создавай!», «Введение в мир науки», которые представляют собой модернизацию разработанных программ для детей на базе Мастерской. Занятия проведены на высоком уровне и получили положительную оценку детьми и их родителями.

18 ноября 2022 года для слушателей из ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина» были организованы курсы по профессиональной программе повышения квалификации «Методика подготовки студентов в демонстрационному экзамену по компетенции «Дошкольное воспитание» и «Методика подготовки будущих учителей к демонстрационному экзамену по компетенции «Преподавание в младших классах», которые читали Жилина Е.Н. и Ермакова Н.А.. Курсы имели большую практическую значимость для слушателей – преподавателей колледжа, полученными знаниями они воспользовались при подготовке студентов к профессиональным конкурсам и демонстрационным экзаменам.

Филиппова С.И. в рамках ОП.11 Основы семейного воспитания провела 25 ноября 2022 года практическое занятие на тему: Подготовка и проведение собрания для родителей учащихся начальных классов. Целью занятия было: формирование опыта проектирования взаимодействия с родителями с применением интерактивных форм. На занятии учащиеся представляли разработанный интерактив на заданную тему по критериям демонстрационного экзамена. Можно отметить понимание студентами назначение интерактива, специфики его организации, структуры проведения в работе с родителями.

14 февраля на базе Мастерской «Преподавание в младших классах» преподавателем Иволга Н.А. было организовано и проведено практическое занятие в форме мастер-класса «Приемы работы в технике айрис-фолдинг». Мастер-класс был проведен с обучающимися группы 31Н по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в рамках освоения дидактических единиц МДК.02.02 Методика организации внеурочной работы по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству. Цель занятия: формирование практического опыта художественно-творческой деятельности участников мастер-класса посредством освоения приемов выполнения декоративных изделий в технике айрис-фолдинг.

Мастер-класс – это способ организации деятельности под руководством Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Технология проведения мастер-класса предполагала передачу способов деятельности при активном взаимодействии участников. В ходе проведения мастер-класса был инициирован поисковый, характер практической деятельности участников, предложен необходимый набор средств для достижения цели. В ходе выполнения задания участникам необходимо осуществить выбор идеи, средств для достижения планируемого результата, контролировать темп практической работы. По необходимости в ходе работы осуществляется индивидуальный и фронтальный инструктаж со стороны Мастера.
Проведение мастер-класса предусматривало использование документ-камеры, позволяющей транслировать в режиме реального времени четкое и последовательное изображение выполняемых действий.
Задачи мастер-класса были ориентированы на приобретение участниками опыта эстетического поиска в процессе художественно-творческой деятельности, формирование представлений о путях решения технологических и изобразительных задач, создание предпосылок проектной деятельности.
15 мая на базе колледжа был организован вебинар для педагогов СПО ДНР, в котором приняла участие Ермакова Н.А. с выступлением по теме «Интеграция ключевых подходов практической подготовки студентов, обучающихся по специальности Преподавание в начальных классах в стандарты ФГОС четвертого поколения». В выступлении была освещена деятельность СПО по нескольким задачам:
1. Качественная теоретическая подготовка студентов по вопросам обучения, воспитания и развития младших школьников.
2. Полноценная практическая подготовка к деятельности по обучению, воспитанию и развитию детей.
3. Многоплановая подготовка студентов к демэкзаменам и профессиональным конкурсам.
Работа в рамках задачи Функционирование профессиональных мастерских (направление «Социальная сфера» и приоритетной группе компетенций: Дошкольное воспитание, Преподавание в младших классах, Социальная работа, Физическая культура, спорт и фитнес), обеспечивающих практическую подготовку обучающихся в соответствии с современными стандартами, передовыми технологиями, в том числе стандартами Агентства развития навыков и профессий, и потребностями рынка труда Брянской области предполагала организацию, участие и проведение профессиональных конкурсов и чемпионатов, а также проведение демонстрационных экзаменов.
22 февраля студентка колледжа Коробова Римма Александровна на базе Мастерской «Преподавание в младших классах» приняла участие в Белорусско-российском конкурсе профессионального мастерства по компетенции «Начальное образование» «Книга – мудрейший советник и самый терпеливый учитель» и заняла 3 место. Готовила к участию студентку – Ермакова Н.А.
В период с 27 по 31 марта был проведен региональный этап Чемпионата «Молодые профессионалы», в котором приняла участие обучающаяся группы 31Н Щемелинина Анастасия Сергеевна. Конкурсное испытание включало пять заданий:
Модуль А – Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования.
Модуль Б -Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей по заданной теме.
Модуль В – Разработка и проведение фрагмента внеурочного занятия c использованием интерактивного оборудования.
Модуль Г (2) – Разработка учебной презентации для методического обеспечения образовательного процесса.
Модуль Д (2) -Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с использованием интерактивного оборудования.
За подготовку участницу по каждому заданию был закреплен ответственный преподаватель, была создана координационная группа, что позволило подготовить участницу с учетом всех замечаний. Экспертом-наставником Щемелининой А.С. была Ермакова Н.А.. На конкурсе участница продемонстрировала высокий уровень подготовки, творчество в решении задач, соблюдение критериев конкурсного задания. В результате участница заняла второе место, уступив победителю 0,03балла.
14 апреля Коржова О.Л. под руководством Пилькиной Е.М. приняла участие в мини-чемпионате «Profskills – старт профессионального становления по компетенции «Дошкольное образование», где представили паспорт и презентацию проекта для детей детского сада. По результатам конкурса наша участница заняла 3 место.
20 апреля на базе Мастерских Преподавание в младших классах и Дошкольное воспитание была проведена областная олимпиада профессионального мастерства в 2023 году среди обучающихся среднего звена профессиональных образовательных учреждений по УГС СПО 44.00.00 Образование и педагогические науки. Условия и регламент олимпиады были разработаны Жилиной Е.Н., Ермаковой Е.М., Пилькиной Е.М.. В подготовке Едренкиной Марины Александровны, представляющей колледж по компетенции Преподавание в начальных классах и Коржовой Ольги Ленидовны, выступающей в компетенции Дошкольное образование принимали участие преподаватели ЦМК Иволга Н.А., Пилькина Е.М., Ермакова Н.А.. Координатором работы на Олимпиаде выступила Е.Н. Жилина, экспертами по компетенциям были Ермакова Н.А. (Преподавание в начальных классах) и Пилькина Е.М. (Дошкольное образование). Высокий уровень подготовки участников подтвердили результаты олимпиады: Едренкина М.А. – первое место, Коржова О.Л. – второе место.
Проведенная декада ЦМК носила рассредоченный характер и определялась темой: «Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации интерактивных образовательных технологий в первичном педагогическом опыте». Сроки проведения декады 29.09.2022 – 25.04.2023 года.
Проведение декады было нацелено на решение трех взаимосвязанных задач:
1. Теоретическое просвещение членов ЦМК по проблеме исследования.
2. Приобретение опыта практической педагогической деятельности формате требований актуальных конкурсов.
3. Презентация опыта работы преподавателей и методистов в соответствие с проблемой исследования.
4. Анализ качества проводимой работы с целью последующей корректировки уровня подготовки будущего учителя начальных классов.