Деятельность ЦМК в отчетный период осуществлялась в соответствии с утвержденным годовым планом работы колледжа и его методической проблемой.
Задача 1.Внедрение в образовательный процесс новых программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках реализуемых ОПОП СПО, программ дополнительного образования, профессионального обучения, построенных на основе требований ФГОС, профессиональных стандартов, стандартов Ворлдскилз.
Работа ЦМК была нацелена на качественное методическое обеспечение образовательного процесса через корректировку и утверждение ОПОП в рамках специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, а также учебных дисциплин, входящих в перечень гуманитарных (Протокол № 1 от 31.08.2022г и Протокол № 6 от 11.01.2023г.):
-ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (Глущенков А.В.,Спицына С.О)
-ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ (Глущенков А.В.,) ;
-ПМ.03 Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения (Головачева Н.А.);
-ПМ.03 Выполнение работ по профессии Социальный работник (базовый, углубленный уровни) Милютина Т.В. и Спицына С.О.)
-ПМ.05 Выполнение работ по профессии Социальный работник (Милютина Т.В.)
-ОП.01 Теория государства и права (Головачева Н.А.);;
-ОП.02 Конституционное право (Глущенков А.В.);
-ОП.03. Административное право (Глущенков А.В.);
– ОП.04 Основы экологического права (Глущенков А.В.);
– ОП.05.Трудовое право (Головачева Н.А.);
– ОП.07 Семейное право (Головачева Н.А.);
– -ОП.10 Страховое дело Ермакова Н.А.) ;
а также :
-Немецкий язык (Лысенко В.В.) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура;
-Немецкий язык (Приставакина Н.И.) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование
–Английский язык (Наумова Е.В.) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
–Литература (Бобкова В.Н.) .) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
–Русский язык с методикой преподавания (Соловей Н.В.) для специальности 44.02.02.Преподавание в начальных классах
–Родной язык (Соловей Н.В.) для специальности 44.02.02.Преподавание в начальных классах
–Русский язык (Соловей Н.В.) для специальности 44.02.02.Преподавание в начальных классах
– Русский язык (Данченко О.П.) для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
– Родной язык (Данченко О.П.) для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
-Русский язык и культура профессионального общения (Данченко О.П.) для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;
– Русский язык и культура речи (Данченко О.П.) для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование;
–История ( Головачева Н.А.) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
–Обществознание (Баженова Г.Н.) для специальностей 44.02.02.Преподавание в начальных классах; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки); 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование;
–Теоретические и практические аспекты методической работы учителя физической культуры (Баженова Г.Н.) для специальности 49.02.01 Физическая культура;
– Введение научных исследований(Баженова Г.Н.) для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
–Основы философии (Баженова Г.Н.) для специальностей 49.02.01 Физическая культура; 09.02.07 Информационные системы и программирование; 44.02.02.Преподавание в начальных классах.
–Психология общения (Спицына С.О.) для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
-Основы социологии ((Лысенко В.В.) для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;
На заседаниях ЦМК также рассматривались и утверждались дидактические материалы, контрольные измерительные материалы, содержание которых соответствует требованиям реализуемых профессиональных образовательных программ специальностей:
-разработка программы производственной практики УП. 03 Учебная практика в рамках ПМ.03 Судебно-правовая защита социальных прав граждан.
-разработка программы экзамена (квалификационного) по ПМ.03 Судебно-правовая защита социальных прав граждан (Головачева Н.А.)
-разработка экзаменационного материала по дисциплине «История» по специальностям 44.02.02. Преподавание в начальных классах, 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. (Головачева Н.А.)
– разработка практических заданий и экзаменационного материала по дисциплине «Трудовое право» по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. (Головачева Н.А.)
-разработка практических заданий и экзаменационного материала по дисциплине «Теория государства и права» по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. (Головачева Н.А.)
– корректировка ООП в части организации и методического сопровождения мероприятий WORLDSKILLS ( Милютина Т.В.);
– разработка тем рабочих программ и раздаточно-методических материалов по социальной работе с учётом требований WorldSkills, разработка практических материалов о движении WorldSkills (Милютина Т.В.);;
-корректировка и разработка дидактических материалов по преподаваемым дисциплинам ( Милютина Т.В.);
Кроме выше обозначенных методических материалов ОПОП СПО, были рассмотрены и утверждены профессиональные и общеобразовательные программы, созданные для системы дополнительного профессионального образования. Некоторые из них, исходя из того, что большая часть учебного плана этих программ уже освоена обучающимися в качестве учебных предметов по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;, рекомендована решением ЦМК к дочитыванию (преподаватели – Солодкова А.А.,Жмлина Е.Н.,Пашутина Н.А., Милютина Т.В.) в рамках индивидуальных программ системы дополнительного образования с последующей выдачей свидетельств государственного образца (профессиональное обучение):
– Социальный работник (320 час)
–21299 Делопроизводитель (204 час)
– Секретарь-администратор –(204 час)
– 26409 Секретарь суда –(204 час)
– 20034 Агент страховой (204 час).
Задача 2. Интенсификация деятельности педагогов по включению инновационных образовательных технологий, в том числе технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий в формате WorldSkills Competition (WSC), в систему профессионального образования специалистов среднего звена, дополнительного образования, профессионального обучения.
Реализации поставленной задачи как важного компонента создания цифрового образовательного пространства в колледже, благодаря администрации, способствовала организация курсов для преподавателей на базе Мастерской 2. по программам повышения квалификации:
–Использование интерактивных обучающих систем в педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС»;
-«Использование интерактивных технологий и цифрового оборудования в образовательном процессе».
Все члены ЦМК окончили курсы, освоив современное учебное оборудование мастерской и сдав соответствующий дифференцированный зачет в форме творческого продукта. Полученные знания позволили преподавателям фрагментально включать элементы современных информационных технологий в лекционные и практические занятия, а также в ноябре 2021г. во время дистанционного обучения, полностью их использовать.
Исходя из распоряжения Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 “Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, на педагогическом совете колледжа преподаватель Головачева Н.А. выступила по проблеме обновления образовательных программ среднего общего образования на тему «Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности ООП СПО, реализуемых на базе основного общего образования». В марте 2023 г. выполнение данного распоряжения по внедрению научно-теоретических основ методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности ООП СПО потребовало прохождения преподавателями Головачевой Н.А., Лысенко В.В., Наумовой Е.В.,Приставакиной Н.И. Соловей Н.В., Бобковой В.Н. курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам в объеме 40 часов.
Для подготовки студентов к демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, компетенция R 63 «Социальная работа» ( учебные группы 25 П и 34 П) педагогами обязательно использовались ИКТ технологии; Проектная технология, Кейс – технология, Практико-ориентированные технологии ( Милютина Т.В., Головачева Н.А.).
Значительное внимание в деятельности ЦМК уделено подготовке участников регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia) Брянской области ( компетенция Социальная работа) из числа студентов учебных групп 44 П и 34 П. Включение в программу Регионального чемпионата по данной компетенции осуществлялось впервые.
В течение учебного года обучены преподаватели ЦМК и получили сертификат эксперта по компетенции Социальная работа – Милютина Т.В., Головачева Н.А., Глущенков А.В., Спицина С.О., Наумова Е.В., Приставакина Н.И.
Решением ЦМК (Протокол № 7 от 03.12.2022г.) была утверждена Программа подготовки участников, в основе которой углубленное изучение профессиональных модулей и отобрана группа студентов: Роговая Мария, Тивакова Екатерина, Сиденко Виктория Ответственными за подготовку к региональному чемпионату в компетенции Социальная работа утверждены преподаватели Милютина Т.В., Головачева Н.А., Глущенков А.В.
Участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» компетенции Социальная работа показало следующие результаты:
1 место – Роговая Мария;
2 место – Тивакова Екатерина;
3 место – Сиденко Виктория
МАСТРСКАЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ: УЧАСТНИКИ И ЭКСПЕРТЫ. МАРТ 2023 г.
Задача 3. Освоение и использование методик независимой оценки качества общеобразовательной подготовки обучающихся, методики WorldSkills Competition (WSC) в оценке качества подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ, дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения на основе демонстрационного экзамена.
В рамках реализуемых учебных дисциплин на аудиторных, практических занятиях, учебной практике осуществлялась подготовка студентов к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, (компетенция R 63 «Социальная работа»), в частности:
– умению выявлять потребность в социальных услугах;
– умению вести профессиональную документацию при оказании социальных услуг;
– умению решать проблемные ситуации по работе с получателем социальных услуг, применяя знания нормативно-правовой документации, технологий социальной работы и технологии профессиональной коммуникации;
– умению разрабатывать и защищать социальный проект профилактической направленности по заданной тематике.
В мае 2023 года в рамках ГИА студенты группы 34 П успешно сдали демонстрационной экзамен.
Контроль ЦМК за подготовкой студентов- выпускников учебной группы 25П к защите ВКР определялась следующим алгоритмом действий:
– сентябрь 2022г. –утверждение тематики ВКР ( ПМ.01; ПМ.02) студентов и закрепление за ними научных руководителей;
– разработка индивидуальных заданий для создания ВКР;
– ноябрь-декабрь – разработка методических рекомендаций по созданию ВКР по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовый и углубленный уровень подготовки);
– январь 2023г. – издание методической брошюры для студентов;
– май 2023 г. – предзащита, корректировка тем ВКР, написание отзыва;
– май 2023 г. прохождение нормоконтроля.
– июнь 2023 г.- успешная защита ВКР
Задача 4. Функционирование профессиональных мастерских (направление «Социальная сфера» и приоритетной группе компетенций: Дошкольное воспитание, Преподавание в младших классах, Социальная работа, Физическая культура, спорт и фитнес), обеспечивающих практическую подготовку обучающихся в соответствии с современными стандартами, передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия, и потребностями рынка труда Брянской области
Важным аспектом реализуемой проблемы стала задача организации эффективного использования методического и технического потенциала имеющихся в колледже мастерских. На базе Мастерской 3 Социальная работа в отчетном году осуществлялась значительная часть учебно-методической деятельности ЦМК.
Методическое обеспечение мастерской потребовало от членов ЦМК разработки профессиональных образовательных программ для работников сферы социального обслуживания, программ профессионального обучения и общеобразовательных программ для различных групп населения, в том числе для детей.
Организация целенаправленной работа по направлению ДПО на базе мастерской позволила подготовить на курсах по программам профессионального обучения ниже обозначенное количество слушателей:
Мастерская 3 .Социальная работа
- 1. Программа – Социальный работник (320 час) – 11 человек
- Программа –21299 Делопроизводитель (204 час) – 11 человек
3.Программа – Секретарь-администратор –(204 час) – 6 человек
- Программа – 26409 Секретарь суда –(204 час) – 9 человек
5.Программа – 20034 Агент страховой (204 час) – 12 человек
Итого по мастерской: 57 человек
Подготовка по указанным программ позволяет студентам колледжа иметь социальные гарантии после окончания обучения и расширенных возможностей трудоустройства
Анализируя процесс реализации этого направления работы, необходимо в дальнейшем строить работу, планируя профессиональную переподготовку молодых специалистов и повышение квалификации, в т.ч., из числа специалистов организаций сферы социального обеспечения.
Сотрудничество с работодателями в рамках деятельности ЦМК связано не только с возможностью налаживания связей по направлению ДПО, но и качеством профессиональной подготовки будущих специалистов, оценки их компетентности, возможностью трудоустройства после окончания колледжа.
Часть мероприятий ЦМК были посвящены непосредственным контактам с органами социальной защиты Трубчевского муниципального района. Программы производственной практики специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленный уровнь) ориентированы на демонстрирование студентами на практике профессиональных компетенций осваиваемой ими специальности.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В МИРОВОМ СУДЕ ТРУБЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Так, в рамках регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы» Брянской области (компетенция Социальная работа) в Деловую программу были включены такие мероприятия как обсуждение на Круглом столе актуальных проблем социальной сферы и способы их решения (Профилактика безработицы; профилактика семейного неблагополучия; профилактика социального сиротства; профилактика девиантного поведения; продуктивность работы «Телефон доверия»). В обсуждении поднятых вопросов приняли участие руководители ГКУ «ЦЗН Трубчевского района, Отдела опеки и попечительства по Трубчевскому району, МБУ «ЦППМ и СП» Трубчевского района, а также студенты учебных групп 44 П и 34 П. В дистанционном формате прошла «Ярмарка профессий», где представители ГКУ «ЦЗН Трубчевского района познакомили наших выпускников, а также подключившихся к участию в формате онлайн, другие образовательные организации района, с наиболее востребованными на данное время профессиями.
Руководители сферы социальной защиты в формате дистанта могли познакомиться с интересными социальными проектами студентов учебной группы 44П Рониной Александры, Семченковой Алины, Серегиной Юлии, которые продемонстрировали не только знание локальных социальных проблем и реальную возможность их решения, но и владение современными компьютерными технологиями при создании самих проектов.
Частью Деловой программы стало знакомство всех руководителей организаций сферы социальной защиты Трубчевского района с новой Мастерской 3, которая в феврале с.г. стала конкурсной площадкой Регионального чемпионата по компетенции Социальная работа.
В рамках этой программы состоялись встречи с начальником отдела соцзащиты ОСЗН Трубчевского муниципального района Т.В.Еременковой, рассказавшей будущим юристам о мерах социальной поддержки участников СВО. По инициативе обучающихся были приглашены представители КЦСОН Трубчевского муниципального района, проведшие мастер-клаксс по консультированию клиентов организации социального обслуживания.
ВСТРЕЧИ В РАМКАХ ДЕЛОВОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕМПИОНАТА
Возможностью выйти на оптимально эффективное взаимодействие нашей образовательной организации и баз практики студентов, обучающихся на специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, дает организованный в отчетном году формат научно-практической видеоконференции «Организационно-методический потенциал современных мастерских: пространство Professional Reality будущих специалистов ГБПОУ «ТППК». Работа конференции проходила на базе мастерской при трехстороннем участии ведущих преподавателей специальных дисциплин, руководителей баз практики и студентов-выпускников. Идея такого формата возникла в связи с включением в образовательную программу специальности блока ПМ 05 Выполнение работ по профессии Социальный работник и заключается в фрагментальной корректировке программ по производственной практике, в частности, новых видов работ:
– «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения» (раздел «Право социального обеспечения»);
– «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» (разделы «Организация работы отделов социальных выплат»;
– «Реализация технологий социальной работы с незащищёнными категориями населения»).
Наличие современной мастерской, оснащенной новейшим техническим оборудованием, позволяет готовить высококвалифицированных специалистов. Однако значительную роль играет как качество теоретической подготовки студентов, так и отработка практических действий непосредственно на производстве. Обозначение акцентов проблемы прозвучало в выступлениях Головачевой Н.А.,Милютиной Т.В., Глущенкова А.В. ,Баженовой Г.Н.
Студенты, выступавшие на конференции в присутствии преподавателей и работодателей, обозначили проблемные вопросы прохождения практики как определенные трудности, вытекающие из недостаточного знакомства с теоретической базой, отработкой профессиональных навыков в отдельных практических позициях.
Таким образом, практическое решение поставленных перед членами ЦМК задач, осуществлено:
– системное обновление с учетом требований ФГОС, ПС, стандартов (WSC) программ учебных дисциплин, ПМ, в рамках реализуемых ОПОП;
– разработка и внедрение новых программ учебных дисциплин, ПМ в рамках реализуемых ОПОП;
– обновление контрольно-измерительных материалов по программам учебных дисциплин, ПМ с учетом требований ФГОС, ПС, стандартов WSC ПМ в рамках реализуемых ОПОП;
– практическая реализация пяти программ дополнительного профессионального образования в рамках ОПОП СПО, а также программ профессионального обучения,
– изучение преподавателями (через курсы повышения квалификации) теоретической базы проблемы внедрения научно-теоретических основ методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования на основе требований ФГОС СОО;
– осуществление корректировки и согласования единых требований к методическим рекомендациям по созданию ВКР по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;
– разработка программы демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, компетенция R 63 «Социальная работа»;
– успешное проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, компетенция R 63 «Социальная работа» ( учебная группа 25 П);
– разработка программы по подготовке команды участников к VI Открытому региональному чемпионату в компетенции Социальная работа;
– расширение тесных деловых контактов с работодателями, руководителями баз практик через использование потенциала Мастерской (курсы ДПО, научно-практические видео конференции, Круглый стол, конкурсы –демонстрации достижений студентов и т.д.)
План работы с 25 по 30 сентября 2023 г.
Заседание ЦМК от 22.09.2023 г.
Повестка дня:
1.Утверждение материалов стартовой диагностики для первых курсов по учебным дисциплинам – русский язык, литература, биология, история, физика, химия, иностранные языки.
2.Утверждение тематики по дипломным работам (специальность 40.02.01)
3.Утверждение тематики курсовых и дипломных работ по специальностям 44.02.01 и 44.02.02, преподавателей членов ЦМК, являющихся руководителями исследовательских работ.